ИСТОРИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭПОСА
"Сказание о скифах, их происхождении и конце"

Отдельные факты.
Познескифское время - 500 гг. до н. э. Скифами называли многие кочевые племена, живущие на всём пространстве Великой Степи, от Крыма до Байкала.
К скифской относят культуру, оставившую после себя характерные курганные захоронения и так называемый "звериный стиль" в искусстве.
Геродот посвятил одну из своих книг скифам, где описывал горную страну - сердце Скифии, где добывалось много золота, и мифические птицы-грифоны стерегли его от чужеземцев.

О происхождении скифов неизвестно ничего. Анализ имён скифских вождей, упоминания о которых дошли до исторического времени, говорят об иранских корнях этих народов.

В скифских захоронениях обнаружены огромные количества искусно сделанных золотых украшений. Их предназначение - обиходное и духовное, отнюдь не для красоты, каждая пуговичка отделывалась кожей и покрывалась золотом. Золоту придавалось очень важное значение в одежде и в упряжи лошадей, в каждой детали костюма. Скифы не использовали другой посуды, кроме золотой, по словам Геродота.
У скифских племён не было социального разделения в историческом смысле, не было государственности, были вожди, называемые царями, и выбираемые духами для определённой деятельности мастера. Однако по слаженности и организации походов, повседневной жизни, искусств, скифское общество намного превосходило самое организованное современное, ибо было связано единой идеей.
Однако археологи и историки до сих пор относят скифов к народам с примитивным развитием общества.
Скифы придавали огромное значение лошадям: одна лошадь для битвы, одна лошадь для походов, одна лошадь для хозяйства, одна для еды… Этот принцип позже с лихвой использовали монгольские племена - татаро-монгольское войско Чингисхана, передвигаясь по степи со скоростью более ста километров в день, меняя лошадей (для справки, обычная лошадь проходит в день тридцать-сорок-максимум пятьдесят километров).
Когда воин умирал, все его лошади, верные только ему и воспитанные только им, слушающиеся только его, клались в общую с ним могилу.
Грива коней и хвост заплетались золотой нитью, на морду надевалась маска, украшенная золотом, иногда с золотыми рогами.
Управляя лошадью лишь ногами, скифы могли стрелять в движении из лука, особого, изобретённого ими, наборного из костяных пластин. Скифские войска считались непобедимыми. Армия Александра Македонского была остановлена лишь скифами.

Все мужчины - воины, носили особые наборные пояса из бронзовых, иногда золотых пластин, считавшимися знаками воинского отличия.
Скифы на строили городов, были кочевниками, однако разводили скот и могли жить подолгу на одном месте, что отличало их от поздних кочевников исторического времени.
И в то же время история прославян и предков сибирских народов свидетельствует о небольших древних поселениях на всём пространстве Великой Степи. Это означает лишь неоднозначность населения, что кочевники жили совместно с осёдлым населением.

На всей территории Сибири, малой Азии и в некоторых европейских регионах оставлены вертикальные камни с высеченными изображениями воина с одной рукой на поясе, в другой с чашей, на восток смотрящие.

В раскопках пазырыкской культуры на Горном Алтае найден ковёр, расшитый алым пурпуром - краской, происхождением из Египта, в больших количествах, что свидетельствует об активных связях этих народов на больших расстояниях.
По мотивам росписи и украшений археологи делают вывод, что народы, оставившие пазырыкскую культуру, пришли с территории Древней Персии на земли, где уже жило другое коренное население.
О происхождении народов Древней Персии нет однозначного свидетельства, однако, известно, что там жили народы, некогда вторгшиеся в Индию и позже в Китай, и называемые Ариями.
Арии сжигали, кремировали воинов, их язык - протоиндоевропейский. Находят очень мало материальной культуры этих народов.
Скифы хоронили своих воинов в определённые курганы, их язык неизвестен, но его относят к протоиранской группе.
У большинства тюркских народов имеются героические эпосы о великих богатырях, - на Алтае несколько десятков таких эпосов.
У каждого воина был чёрный войлочный остроконечный шлем, по виду напоминающий "будёновку", с деревянным украшением наверху в виде мифической птицы, редко оленя. Деревянная статуэтка обтягивалась кожей и украшалась тонкой золотой фольгой, тщательно прорисовывались все детали: перья, лапки, клюв, глаза делались из деревянных бусинок и оборачивались золотом, крепились нитью. Это встречалось у каждого, даже рядового воина.
Через несколько сот лет после пазырыкской культуры всё пришлое кочевое население неожиданно поднимается и уходит, скифы постепенно исчезают с исторической сцены, становясь осёдлыми и растворяясь среди иного коренного населения. По континенту распространяются новые племена - прототюркские, пришедшие с востока. Скифы были индоевропейцами.
Но если бабушка светловолосая и широкоглазая, а дедушка узкоглазый и смуглый - оба почитаются как предки, даже если в потомках - лишь узкоглазые и смуглые или светловолосые и широкоглазые.

В 1993 году во время раскопок на плато Укок, высокогорная область Горного Алтая, найдена и поднята мумия знатной женщины, сохранившаяся в вечной мерзлоте вместе со своей одеждой, вещами, конями. Курган был разграблен ещё в древности, но под разграбленным захоронением находилось нетронутое. Курган расположен отдельно от других, в пустынной местности - обычно курганы с захоронениями объединялись в родовую цепочку. Раскопки были учебной практикой аспирантов - Сила, что правит судьбой, направила внимание на ничем не приметный, забытый курган, полуразрушенный в современное время. Сила открыла этот курган, ибо время его пришло, пришло время открыться той тайне, что он хранил.
Множество мелких и искусных предметов из золота с изображением мифических и реальных животных, почти полностью сохранившаяся одежда и парик, головной убор найдены в захоронении. Я вижу Силу, чтоб привести детали:
"На женщине просторная шелковая рубаха желтоватого цвета с закрывающими кисти рукавами была отделана по швам тонким красным шнурком, а по подолу, горловине, краю рукавов и центру - красной тесьмой; длинная двухцветная (бело-красная) шерстяная юбка держалась на пришитом к ней толстом, свитом из шерстяных ниток, красном поясе с кистями; на ногах - длинные войлочные белые чулки, по верхнему краю украшенные красной полосой узорчатой войлочной аппликации. Ее головной убор, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева.
Парик украшен тремя деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка - высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью на деревянном каркасе; на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой; в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи. Словно кокарда, на парике крепилась деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем. На прядь волос, собранных на макушке, был надет сплетенный из красной шерсти чехол; в него воткнута бронзовая булавка с деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре. В ушах женщины - золотые проволочные колечки, на шее - деревянная гривна с восемью фигурками лежащих крылатых барсов, покрытая золотой фольгой" - такова была великая искусность мастеров того времени.
На женщине шёлковая рубашка происхождением из Китая свидетельствует о торговых связях и Шёлковом Пути, некогда проходившим через плато Укок.
На сохранившихся участках кожи тела видно множество татуировок: обе руки расписаны от плеч до кистей, татуировки на пальцах. Сохранилось изображение трёх падающих кобылиц с масками на морде, с гривой, заплетённой в множество косичек, так, что археологи приняли это за изображение оленей. По найденным предметам женщину отнесли к знатному роду, хотя сказать по погребению, была ли она шаманкой или правительницей, археологи не смогли - в скифском - пазырыкском обществе было более тридцати различных обладателей тайных знаний наряду с шаманами.
Анализ сохранившихся генетических тканей мумии показал принадлежность к европеоидному типу, родственность с дальними северными народами Сибири, наиболее близкие родственники - селькупы. Современное население Алтая - тюрки, монголоидный тип.

Через некоторое время горы и место то сотрясает разрушительное землетрясение, толчки и волны не прекращаются по сей день, люди, живущие в местах тех, говорят о духах, что желают вернуть мумию на родную землю.

В народе её назвали принцессой или княжной Кадын, что означает Госпожа. Несколько тысяч человек, простые рабочие, чабаны и пастухи, политики и творческая интеллигенция направили обращение о возвращении мумии обратно на Алтай: "несмотря на то, что мумия знатной женщины, называемая алтайской леди или принцессой Кадын, учёные относят к иным генетическим корням, алтайский народ считает её своей прародительницей и своим предком"…
Так и есть, все алтайцы, с кем бы я ни встречался, с кем бы ни говорил, чувствуют эти корни, все видят в ней свою прародительницу.
- Кто это?
- Люди забыли своё соглашение, что сотворили в прошлом, и держит их. Это - часть договора. Лишь немногие помнят и получают Силу.

Сказание о двух сёстрах-хранительницах Алтая дошло до наших дней в легендах.

"Очира-Мандьи, старшая из сестёр:
Лицо её – как полная луна,
Щёки её – как радуга,
Видящие глаза её – как утренняя звезда,
Сама вся милая, ничего не боится,
Конь её мирно пасётся
(совр. т.е. не для войны предназначенный),
Знала она, как лучшую пищу варить,
Знала, как народом своим править,
Умела поселение своё содержать.
Творцом особой долей наделённая,
Даром провидческим наделённая,
Дар заклинания от восходящей луны [имеющая],
Красоту от светящего солнца [имеющая],
Ей лицом не дано увядать".*

"Великие воины [-девы] - у дверей их народы пили [вдоволь],
Могучие богатырки - у дверей их собаки кормились,
Мудрые богатырки - дороги Вселенной знали,
Сильные воины [-девы] - земли Вселенной прошли.
… младшая сестра Очи-Бала
ездила на коне из клыкастых,
Знала язык когтистых [зверей],
Зверовать-птицевать имела обычай.
Опора её - стреляющий лук,
За печами её - белые, [заговорённые] стрелы,
Случится война - могла воевать.

Видящие её глаза - как синие звёзды,
… Сама милая, с бровями, будто из золота,
Лицо её - [розовое, свежее] как красный маральник [совр. багульник],
Лицо её - как круглая луна,
Щёки её - как радуги.
… Богатырка моя, Очи-Бала,
Щекастому [совр. злоязычному] оскорбить себя не давала,
[В жизни своей] горького дня не знала,
Плечистому пригнуть себя не давала,
Со слезами пощады не просила,
Воин ли подступится - насмерть сожмёт,
Богатырь ли подступится - в охапку схватит,
От рождения рослая, в плечах без выступов,
От рождения сильная, в суставах без выемок.
На спине её, крепкой от рождения,
Пятьдесят жеребцов табуны могли бы пастись,
На лопатках её, как на белой равнине,
В шестьдесят баранов могли бы стоять." *

* Алтайский героический эпос Очи-Бала в исполнении кайчи А. Калкина

Археологические несоответствия свидетельствуют о неких изменениях, произошедших с народами, не зафиксированных на уровне материальной культуры.
Мы объединяем эти разрозненные факты на основе собственного опыта.
Об этом звучит наш Эпос.

Вернуться на основную страницу.